|
Мужской
монастырь, близ Звенигорода. Основан в 1398 г. звенигородским кн.
Юрием Дмитриевичем и учеником Сергия Радонежского Саввой. Стоит
на Сторожевой горе; играл роль крепости на подступах к Звенигороду.
На территории монастыря расположен Рождественский собор (1405 г.).
По типу собор близок к собору " на Городке ". Каждый его
фасад расчленен на три вертикальных деления, увенчанных килевидными
закомарами. Под крышей сохранились фрагменты декоративных кокошников,
поднимавшихся ярусами к мощному барабану главы. Внутри своды опираются
на четыре столба, два из которых (восточные) скрыты за иконостасом
17 в. Сходство возрастает благодаря тройной орнаментальной ленте,
опоясывающей собор, так же как собор " на Городке ". Более
того, мастера-каменосечцы старались по возможности повторить формы
орнамента того же собора, но они во многом уступали своим предшественникам.
Как бы ни был близок монастырский собор к собору " на Городке
",он все же наделен особенностями, заставляющими внимательнее
присмотреться к его архитектуре. Так, здесь отсутствуют хоры. Сам
собор по пропорции более грузен и массивен. В нижних частях прясел
стен появились окна; последние потеряли ту согласованность в размерах,
которой они отличались в Успенском соборе. Полуколонки заменены
широкими лопатками, кладка стен, как и обтеска белокаменных блоков,
заметно примитивнее. Порой можно даже подумать, что мастера, строившие
собор, были либо малоопытными, либо уж слишком спешили завершить
порученное им дело. При менее мощных и более широко расставленных
столбах, внутреннее пространство собора стало несравненно просторнее
и шире. После постройки собор был расписан. Но от первоначальной
росписи уцелели лишь изображения преподобных, пустынников и постников,
написанных на каменной алтарной преграде. В 17 в. эти фрески были
безжалостно уничтожены и заменены новыми. Однако и они подверглись
позднее неумелой реставрации, сильно их исказившей. К середине 17
в. относится и иконостас.
Одновременно с этим живописным убранством была осуществлена пристройка
небольшого придела с южной стороны собора, а также ризницы и галереи,
окружавшей его с запада и юга. В1650 г. началось строительство каменных
стен и башен. Затем последовала постройка большой трапезной с примыкающими
к ней более поздними, но того же 17 в. церквями, каменных келий
и двух дворцовых зданий.
Последующие перестройки 18-19 вв. исказили большинство этих интересных
в архитектурном отношении зданий. Строительство вел И. М. Шарутин.
Новые стены и семь башен (теперь шесть) были возведены в 1650-1654
гг.
Главный въезд в монастырь расположен с востока. Над арками парадного
и служебного входа высится прямоугольная в плане башня, которая
из-за своего красивого и оригинального убранства получила название
Красной. По-видимому, тот же зодчий - И. Шарутин - осуществлял в
монастыре и другие постройки. В 1652-1654 гг. возводится огромная
трапезная к северу от Рождественского собора. После обрушения перекрытий
верхнего, четвертого, этажа в 1806 г. трапезная была сильно перестроена.
Она превратилась в двухэтажное здание, утратив первоначальное убранство.
Лишь в недавнее время восстановлено ее южное парадное крыльцо с
небольшой галереей. С этой же стороны к трапезной примыкает с типичными
для 17 в. деталями убранства.
Рядом с Красной башней стоит небольшая Троицкая церковь. Она также
сооружена в 1652 г. В 1693 г. к трапезной пристроили с восточной
стороны еще одну церковь - Преображенскую. В 1652-1654 гг. в монастыре
велось строительство дворцовых зданий. С западной стороны от Рождественского
собора, вдоль крепостной стены, вытянулся дворец царя Алексея Михайловича,
с востока расположились одноэтажные Царицыны палаты, привлекающие
внимание своим декоративным крыльцом на кувшинообразных колонах.
В 1812 г. монастырь был занят французскими войсками под командованием
маршала Евгения Богарне. К этому времени относится легенда: в первую
же ночь в монастыре наполеоновскому маршалу приснился некий старец
и сказал: "Если не тронешь монастырь, будет тебе во всем удача
и до конца войны останешься невредим" Утром Богарне пошел осматривать
монастырь и в храме увидел икону с изображением приснившегося ему
старца. Спросив, кто это, он услышал в ответ, что это изображение
основателя обители - святого Саввы Сторожевского. Монастырь остался
нетронутым, и Евгений Богарне действительно благополучно дожил до
конца войны, ни разу не был даже легко ранен.
Живописное расположение монастыря делает его одним из самых красивых
и примечательных в Подмосковье.
|
|