|
Эта
обитель находится в Московской области по Рижской дороге в городе
Истре. Основание монастыря относят к 1658 году. Основателем и первым
строителем его был патриарх Никон. Получив разрешение от царя Алексея
Михайловича, патриарх Никон посылает ученого иеромонаха Троице-Сергиевой
лавры Арсения Суханова в сам Иерусалим, чтобы привезти чертежи и
планы. Началось строительство. Никон решил построить храм, наделенный
редкой декоративностью. К осуществлению задуманного были привлечены
не только русские зодчие, но и белорусские мастера, славившиеся
умением выполнять рельефные изразцы и ажурную резьбу по дереву.
Но Никону не было суждено завершить строительство монастыря, он
был сослан простым монахом в Ферапонтов монастырь. После смерти
царя Алексея Михайловича на трон взашел его сын Федор Алексеевич
и в 1679 году повелел продолжить начатое строительство и вернуть
Никона из ссылки. Никон скончался на обратном пути. Его тело было
привезено и похоронено здесь. Строительство монастыря закончилось
только при Елизавете Петровне.
Огромный храм лишь приблизительно повторяет иерусалимский образец,
первоначально его задумали как очень сложное сооружение, вмещавшее
356 приделов по числу дней в году. Но от этой мысли во время начавшейся
постройки пришлось отказаться. Тем не менее храм выглядит как весьма
сложное сооружение. Главы подземной церкви вырастали почти что из-под
земли. За нам виднелась основная часть - храм Воскресения, завершенный
могучей главой на крестчатом основании. Далее высился огромный каменный
шатер, устроенный над часовней Гроба Господня. Размер шатра бал
настолько велик, что зодчие не сумели его достаточно прочно построить,
и он рухнул в 1723 году без всякой видимой причины.
Все детали храма были выполнены из изразцов. Порталы входов, наличники,
пояса-карнизы как бы соперничали друг с другом по изощренной выдумке
всевозможных орнаментов. Даже покрытие шатра было из поливной черепицы.
Многие декоративные формы наружного убранства на только предвосхищали,
но и служили образцом для мастеров последующего московского барокко.
Обрушение шатра, два пожара в первой половине 18 века нанесли повреждения
этому невиданному произведению русского художественного гения. В
1748 году началось его восстановление по проекту В. Растрелли. Работы
вел опытный московский зодчий К. Бланк. Шатер был выполнен заново,
но уже из дерева, с применением барочных деталей убранства. В этом
же стиле были осуществлены ряд наличников окон и внутренняя отделка,
в том числе и главный иконостас. Многочисленные окна-люкарны шатра
освещали просторное помещение ротонды. Украшавшие его изнутри барочные
скульптурные детали и орнаменты были настолько динамичны по своему
рисунку, что даже при полном безмолвии казалось, что храм полон
необычайного звучания, шума и шелеста.
10 декабря 1941 году немецко-фашистскими войсками был взорван один
из величайших памятников русского искусства. В развалинах лежала
и ограда монастыря с ее башнями и надвратной церковью. Их постройка
была осуществлена в конце 17 века под руководством известного русского
зодчего Якова Бухвостова. В 1694 году все работы по этим постройкам
монастыря были уже закончены. Особенно интересна была надвратная
церковь. По своему внешнему виду она напоминала знаменитый храм
в Филях. Единообразие было применено в архитектуре крепостных башен
- все они были похожи друг на друга как по общей композиции, так
и по их декорирующим элементам.
Хотя оборонительные укрепления монастыря повторяли прежние приемы
крепостного зодчества, все же они были не столько призваны служить
военным целям, сколько своей относительной скромностью подчеркнуть
захватывающую декоративность главного храма.
В конце 17 века последовали дополнительные постройки в монастыре.
Появилась просторная трапезная, окна которой получили большие наличники
в формах московского барокко (позднее были стесаны), а также ряд
других помещений и отдельных небольших зданий, где ныне расположен
областной краеведческий музей. По-видимому, в это же время были
построены торжественные западные ворота монастыря, к которым подымалась
по склону холма широкая каменная лестница. Такое несколько неожиданное
выделение западного входа объясняется тем, что здесь недалеко, за
небольшим оврагом, расположен скит Никона.
Скит Никона : это каменное четырехярусное здание с небольшими окнами.
В нижнем ярусе находятся четыре комнаты с одною печкою; узкая каменная
лестница ведет на второй ярус, где есть небольшая комната, служившая
трапезной, и тут же снизу окно, куда ему подавали пищу. Из трапезы
ход в третий ярус. Здесь русская небольшая хлебная печь; это - жилая
келья. Направо - комната, служившая у Никона приемной. В этом же
ярусе находится небольшая церковь во имя Богоявления Господня, в
тесном алтаре, в котором едва могут поместиться два человека. Четвертый
ярус составляет плоская железная крыша, обведенная перилами, и здесь
находится особая келья - спальня Никона с небольшим каменным ложем.
Рядом на той же площадке устроена церковь во имя свв. Апостолов
Петра и Павла, а позади ее - колокольня с одним небольшим колоколом.
В самом монастыре пять храмов. Соборный храм обители посвящен Воскресению
Христову. Вторая монастырская церковь посвящена Рождеству Христову.
Сооружен этот храм в конце 17 в. Третий храм - в честь Входа Господня
в Иерусалим. Остальные храмы во имя Трех Святителей, - Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоуста, - устроенные в конце 17 в.,
и церковь во имя преп. Иоанна Рыльского.
В
1941 г. Воскресенский собор, как и другие постройки мон., был взорван
гитлеровцами; в настоящее время восстановлен.
|
|