|
Монастырь
основан около 1330-1340 гг. Сергием Радонежским недалеко от городка
Радонежа, стоявшего на притоке Клязьмы - Воре. Это было время, когда
распри удельных князей терзали родную землю, когда "черный
выход" - татарская дань - лежала тяжелым бременем на плечах
народа. От этих невзгод русские люди бежали в непроходимые или малодоступные
места. В лесной глуши основывались монастыри, вскоре превращавшиеся
в своего рода оборонительные форды, сыгравшие большую роль в объединении
Руси, в освобождении от ненавистного татарского многовекового ига.
Основанный Сергием в безлюдных тогда лесах монастырь уже вскоре
сделался поборником Московского дела и ревностным организатором
новых монастырей как вокруг Москвы, так и на дальних окраинах вплоть
до берегов Белого моря. Москва считала его своим духовным, хозяйственным
и военным оплотом. Ведь за монахами шли воеводы московского великого
князя, служилые люди и гости-купцы, осваивавшие богатые земли. Сергий
сыграл большую роль в годы княжения Дмитрия Донского. Он внес свою
долю в великую победу на Куликовом поле, выступая с высокопатриотическими
проповедями.
В 1330-1340 гг. монастырь уже был велик. В его центре стояли деревянный
храм и трапезная, вокруг которых располагались кельи, окруженные
с четырех сторон тыном. Обильные денежные и земельные вклады князей
и бояр, а также пожертвования простых людей скоро сделали монастырь
одним из самых богатых. Нет ничего удивительного, что после набега
татар в 1408 г., когда монастырь погиб в огне пожара, он быстро
отстроился заново. В 1423 г. в нем заканчивается постройка белокаменного
Троицкого собора на средства, большая часть которых была пожертвована
Юрием Звенигородским.
Никон - приемник Сергия - поручил роспись собора Андрею Рублеву,
великому русскому художнику, известному своими работами в Москве
и Владимире. Созданные им произведения для Троице-Сергиева монастыря
прославили древнюю обитель и его Троицкий собор.
В 1476 г. недалеко от белокаменного собора была построена ныне восстановленная
кирпичная церковь в честь той же Троицы ( ныне Духовская церковь
). Ее строили мастера-псковичи, использовавшие в отдельных частях
псковские архитектурные мотивы. Так, в основании барабана главы
храма массивные цилиндрические столбы (почти как в псковских звонницах),
между которыми повешены колокола. Такое оригинальное завершение
храма позволяет представить нам древний тип храма XIV в.
В 1540-1550 гг. мощные каменные крепостные стены с 10 башнями, рвами
и надолбами опоясали большим неправильным прямоугольником расширившуюся
территорию монастыря. Они оправдали себя в дни героической обороны
против войск гетмана Сапеги и Лисовского, длившейся полтора года
(1608-1610).
В 1554 г. был заложен большой Успенский собор, освященный тридцать
лет спустя и расписанный фресками только в конце XVII в. Как по
размерам, так и по форме он напоминает московский Успенский собор
Кремля. Его тяжелый массив, увенчанный могучим пятиглавием, сделался
новым архитектурным центром монастыря-крепости.
Вскоре после "смуты" начинается перестройка монастырских
укреплений; стены надстраиваются, а часть башен перекладывается
с основания заново.
Мастера XVII в. привносят в их архитектуру декоративные элементы,
отчетливо выделяющиеся своими формами на фоне стен.
В 1635-1637 гг. в монастыре строятся больничные палаты с шатровой
церковью, посвященной Зосиме и Савватию. В их планировке сказался
прием, распространенный в деревянной жилой архитектуре. Ведь обычно
по сторонам сеней с их шатровым крыльцом располагались жилые кельи.
То же самое мы видим и в больничных палатах, где даже церковь восприняла
форму покрытия крыльца шатром. Так светские мотивы проникли в церковные
здания. Изразцы, тяги, напоминающие тяги Духовской церкви, кокошники
со сложным профилем своих обрамлений-архивольтов и наличники окон
образуют красивый убор этого небольшого, но нарядного храма, оттененного
строгой, лаконичной архитектурой самих больничных палат.
Наряду со зданиями каменных келий ( Предтеченский корпус) в
конце XVII в. в монастыре строится у северной крепостной стены украшенный
поливными изразцами царский дворец - чертоги. Позднейшие изменения
исказили первоначальный облик этого интересного здания.
Зданию чертогов вторит трапезная (1686- 1692), расположенная у южной
монастырской стены. Она имеет и галерею-гульбище, первоначально
на редкость декоративную и своеобразную (восстановлена восточная
сторона) и окраску "наподобие шахмата", и пышные наличники
окон, торжественные порталы и декоративные кокошники, украшенные
раковинами. Внутри сохранилось лепное убранство сводов, отличающееся
смелостью и силой своих декоративных форм. Это здание, как и ряд
других построек (надвратная церковь, "святой колодец",
верх Утичьей башни, надкладезная часовня вне стен монастыря), выстроено
в конце XVII столетия в типичном для того времени стиле московского
или "нарышкинского" барокко.
Семнадцатому веку принадлежит Надвратная церковь Иоанна Предтечи,
построенная "именитыми людьми" Строгановыми, крупнейшими
купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре
главы пятиглавия, но и в таком виде остается превосходным памятником.
Ее декор во многом повторяет декор Трапезной.
У юго-западного угла Успенского собора стоит веселая, нарядная,
похожая на резную раскрашенную игрушку Надкладезная часовня конца
XVII века, типично нарышкинской архитектуры - знаменитые "три
восьмерика на четверике". Вторая Надкладезная (Пятницкая) часовня,
также конца XVII столетия, стоит за оградой лавры, на берегу, к
востоку от Введенской и Пятницкой церквей (обе - 1547 года). От
последней она и получила свое название. Часовня утратила многие
из украшений, "вросла в землю", но волнистая кровля с
двумя световыми восьмеричками, тонкая скульптурная обработка входного
портала, остатки наличников говорят о том, каким красивым было это
небольшое здание, ждущее реставрации.
Особенно интересна Утичья башня. Низ ее относится к началу XVII
в. В конце XVII в. неизвестный нам по имени мастер надстроил ее
оригинальной башенкой с аркбутанами, ажурной аркадой и небольшим
шпилем, завершенным изображением утки (утицы). Красная окраска стен
и белые декоративные детали придали башне на редкость нарядный вид.
В начале августа 1689 г. монастырь сделался местом исторического
события, знаменовавшего начало новой эпохи в жизни русского государства.
Сюда в ночь на 9 августа неожиданно прибыл молодой Петр, начавший
борьбу с правительницей Софьей. Монастырь на короткое время превратился
в центр обостренной политической жизни страны.
Искусство новой послепетровской России также сделало свой вклад
в художественную сокровищницу монастыря. В середине XVIII в. по
проекту И. Мичурина, И. Шумахера и Д. Ухтомского была выстроена
знаменитая монастырская колокольня. Хотя это здание принадлежит
уже новому времени, но его архитектура не нарушила красоты и цельности
древнего монастыря.
Смоленская церковь - ротонда , была построена в 18 веке .
Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад .
Проезд: от Ярославского вокз. г. Москвы на электро поезде до г.
Сергиева Посада, или авт. Пригородного сообщения от Щелковского
автовокзала (ст. метро "Щелковская"), или от ст. метро
"ВДНХ".
|
|