Главная

Заиконоспасский
Ивановский
Иосифо-Волоколамский
Николо-Угрешский
Новодевичий
Новоиерусалимский
Новоспасский
Саввино-Сторожевский
Свято-Данилов
Троице-Сергиева Лавра

 


Троице-Сергиева Лавра

 
 

Монастырь основан около 1330-1340 гг. Сергием Радонежским недалеко от городка Радонежа, стоявшего на притоке Клязьмы - Воре. Это было время, когда распри удельных князей терзали родную землю, когда "черный выход" - татарская дань - лежала тяжелым бременем на плечах народа. От этих невзгод русские люди бежали в непроходимые или малодоступные места. В лесной глуши основывались монастыри, вскоре превращавшиеся в своего рода оборонительные форды, сыгравшие большую роль в объединении Руси, в освобождении от ненавистного татарского многовекового ига.
Основанный Сергием в безлюдных тогда лесах монастырь уже вскоре сделался поборником Московского дела и ревностным организатором новых монастырей как вокруг Москвы, так и на дальних окраинах вплоть до берегов Белого моря. Москва считала его своим духовным, хозяйственным и военным оплотом. Ведь за монахами шли воеводы московского великого князя, служилые люди и гости-купцы, осваивавшие богатые земли. Сергий сыграл большую роль в годы княжения Дмитрия Донского. Он внес свою долю в великую победу на Куликовом поле, выступая с высокопатриотическими проповедями.

В 1330-1340 гг. монастырь уже был велик. В его центре стояли деревянный храм и трапезная, вокруг которых располагались кельи, окруженные с четырех сторон тыном. Обильные денежные и земельные вклады князей и бояр, а также пожертвования простых людей скоро сделали монастырь одним из самых богатых. Нет ничего удивительного, что после набега татар в 1408 г., когда монастырь погиб в огне пожара, он быстро отстроился заново. В 1423 г. в нем заканчивается постройка белокаменного Троицкого собора на средства, большая часть которых была пожертвована Юрием Звенигородским.
Никон - приемник Сергия - поручил роспись собора Андрею Рублеву, великому русскому художнику, известному своими работами в Москве и Владимире. Созданные им произведения для Троице-Сергиева монастыря прославили древнюю обитель и его Троицкий собор.

В 1476 г. недалеко от белокаменного собора была построена ныне восстановленная кирпичная церковь в честь той же Троицы ( ныне Духовская церковь ). Ее строили мастера-псковичи, использовавшие в отдельных частях псковские архитектурные мотивы. Так, в основании барабана главы храма массивные цилиндрические столбы (почти как в псковских звонницах), между которыми повешены колокола. Такое оригинальное завершение храма позволяет представить нам древний тип храма XIV в.
В 1540-1550 гг. мощные каменные крепостные стены с 10 башнями, рвами и надолбами опоясали большим неправильным прямоугольником расширившуюся территорию монастыря. Они оправдали себя в дни героической обороны против войск гетмана Сапеги и Лисовского, длившейся полтора года (1608-1610).
В 1554 г. был заложен большой Успенский собор, освященный тридцать лет спустя и расписанный фресками только в конце XVII в. Как по размерам, так и по форме он напоминает московский Успенский собор Кремля. Его тяжелый массив, увенчанный могучим пятиглавием, сделался новым архитектурным центром монастыря-крепости.
Вскоре после "смуты" начинается перестройка монастырских укреплений; стены надстраиваются, а часть башен перекладывается с основания заново.
Мастера XVII в. привносят в их архитектуру декоративные элементы, отчетливо выделяющиеся своими формами на фоне стен.

В 1635-1637 гг. в монастыре строятся больничные палаты с шатровой церковью, посвященной Зосиме и Савватию. В их планировке сказался прием, распространенный в деревянной жилой архитектуре. Ведь обычно по сторонам сеней с их шатровым крыльцом располагались жилые кельи. То же самое мы видим и в больничных палатах, где даже церковь восприняла форму покрытия крыльца шатром. Так светские мотивы проникли в церковные здания. Изразцы, тяги, напоминающие тяги Духовской церкви, кокошники со сложным профилем своих обрамлений-архивольтов и наличники окон образуют красивый убор этого небольшого, но нарядного храма, оттененного строгой, лаконичной архитектурой самих больничных палат.
Наряду со зданиями каменных келий ( Предтеченский корпус) в
конце XVII в. в монастыре строится у северной крепостной стены украшенный поливными изразцами царский дворец - чертоги. Позднейшие изменения исказили первоначальный облик этого интересного здания.

Зданию чертогов вторит трапезная (1686- 1692), расположенная у южной монастырской стены. Она имеет и галерею-гульбище, первоначально на редкость декоративную и своеобразную (восстановлена восточная сторона) и окраску "наподобие шахмата", и пышные наличники окон, торжественные порталы и декоративные кокошники, украшенные раковинами. Внутри сохранилось лепное убранство сводов, отличающееся смелостью и силой своих декоративных форм. Это здание, как и ряд других построек (надвратная церковь, "святой колодец", верх Утичьей башни, надкладезная часовня вне стен монастыря), выстроено в конце XVII столетия в типичном для того времени стиле московского или "нарышкинского" барокко.
Семнадцатому веку принадлежит Надвратная церковь Иоанна Предтечи, построенная "именитыми людьми" Строгановыми, крупнейшими купцами и промышленниками в 1693-1699 годах. Она потеряла четыре главы пятиглавия, но и в таком виде остается превосходным памятником. Ее декор во многом повторяет декор Трапезной.

У юго-западного угла Успенского собора стоит веселая, нарядная, похожая на резную раскрашенную игрушку Надкладезная часовня конца XVII века, типично нарышкинской архитектуры - знаменитые "три восьмерика на четверике". Вторая Надкладезная (Пятницкая) часовня, также конца XVII столетия, стоит за оградой лавры, на берегу, к востоку от Введенской и Пятницкой церквей (обе - 1547 года). От последней она и получила свое название. Часовня утратила многие из украшений, "вросла в землю", но волнистая кровля с двумя световыми восьмеричками, тонкая скульптурная обработка входного портала, остатки наличников говорят о том, каким красивым было это небольшое здание, ждущее реставрации.
Особенно интересна Утичья башня. Низ ее относится к началу XVII в. В конце XVII в. неизвестный нам по имени мастер надстроил ее оригинальной башенкой с аркбутанами, ажурной аркадой и небольшим шпилем, завершенным изображением утки (утицы). Красная окраска стен и белые декоративные детали придали башне на редкость нарядный вид. В начале августа 1689 г. монастырь сделался местом исторического события, знаменовавшего начало новой эпохи в жизни русского государства. Сюда в ночь на 9 августа неожиданно прибыл молодой Петр, начавший борьбу с правительницей Софьей. Монастырь на короткое время превратился в центр обостренной политической жизни страны.
Искусство новой послепетровской России также сделало свой вклад в художественную сокровищницу монастыря. В середине XVIII в. по проекту И. Мичурина, И. Шумахера и Д. Ухтомского была выстроена знаменитая монастырская колокольня. Хотя это здание принадлежит уже новому времени, но его архитектура не нарушила красоты и цельности древнего монастыря.

Смоленская церковь - ротонда , была построена в 18 веке .

Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад .
Проезд: от Ярославского вокз. г. Москвы на электро поезде до г. Сергиева Посада, или авт. Пригородного сообщения от Щелковского автовокзала (ст. метро "Щелковская"), или от ст. метро "ВДНХ".

 
 

 


Красные ворота
( Святые ворота)



Смоленская церковь


Больничные палаты с
церковью прпп. Зосимы и
Савватия Соловецких



Духовская церковь


Троицкий собор


Церковь в честь явления
Божией Матери прп. Сергию
(Михеевская)



Надкладезная часовня


Схема монастыря


Схема проезда

 

russia2002@mail.ru


* Главная * Андронников * Заиконоспасский * Ивановский * Иосифо-Волоколамский * Николо-Угрешский * Новодевичий *
* Новоиерусалимский * Новоспасский * Саввино-Сторожевский * Свято-Данилов * Троице-Сергиева Лавра *

Форум Обратная связь Игры Список литературы
Сайт управляется системой uCoz